+7 (495) 500-222-6
+7 (925) 500-222-6
Москва, Гоголевский бульвар, 29
info@icon-auction.ru

 

Икона «Богоматерь Владимирская» 16 век

  • Время создания иконы: последняя четверть XVI в.
  • Время изготовления оклада: около 1801 г.
  • Место изготовления иконы: Москва.
  • Место изготовления оклада: Ярославль.
  • Материалы и техника исполнения:
    • Иконы: дерево, ковчег; левкас, темпера;
    • Оклада: серебро, золото, чеканка, гравировка.
    • Ризы: ткань, жемчуг, бисер, стекло
  • Размер: 27×23,2×2,3 см.

Богоматерь Владимирская – одна из главных святынь России. Образ восходит к православной иконе «Богоматерь Владимирская» рубежа XI-XII веков, принесенной на Русь из Константинополя около 1130 года и, по приданию, написанной святым евангелистом Лукой на доске от стола, принадлежащего Святому Семейству. Неоднократно спасавшая Москву от вражеских нашествий, Владимирская икона в 1480 году была перенесена в московский Успенский собор и стала палладиумом столицы и главной святыней русского государства. Ныне она находится в Государственной Третьяковской галерее, однако передана Церкви и принимает участие в наиболее торжественных крестных ходах.

Образ является списком главной святыни Русского государства – иконы «Богоматерь Владимирская», почитание которой отразилось в создании многочисленных списков с чудотворного оригинала и в распространении культа иконы по всей стране.

Икона написана в традициях московской иконописной школы, расцвет которой пришелся на XV-XVI века Она впитала традиции отечественных школ и южнославянских течении, основанных на византийском искусстве Ярким примером иконописи этого периода являются иконы "Спас Ярое Око" или "Спас Оплечный" из Успенского собора Московского Кремля. В этот период работали Феофан Грек, Андрей Рублев, который в полном расцвете творческих сил создал наиболее прославленное свое произведение - икону Троицы.
На иконе имеются записи, сделанные в XIX в.

Икону украшает оклад, изготовленный из серебра и золота с нимбом в виде полукружия с листовидными зубцами короны. По обоим краям нимба фигуры ангелов, венчающих Богородицу. Вышитая голубм бисером риза под окладом покрыта жемчужником. Драгоценный убор иконы выражает идею иконопочитания, перенесенную в русскую культуру из Византии, где главным источником была живопись палеологовской эпохи (XV в.), сохранившей свое влияние на московскую школу в XVI в.

Главной фигурой распространявшей византийское влияние на русскую иконопись в Москве XVв. был Дионисий. Дионисий стоял в центре московской художественной жизни. Он был связан с великокняжескими кругами и кругами высшего духовенства, много работал для монастырей, где крепко держались монашеские аскетические идеалы. расцвет деятельности художника падает на 60-90-е годы XV века и завершается хорошо сохранившейся росписью Ферапонтова монастыря, которая в основной своей части должна была быть выполнена из-за преклонного возраста мастера не столько им самим, сколько его сыновьями и помощниками.

Оклад иконы богато украшен растительным орнаментом в русском стиле.

Ещё в первой половине XIX века художественные стилевые тенденции обозначили возвращение к отечественным культурным истокам, что первоначально отразилось на стилизации русского архитектурного наследия.

Уже в начале XIX в. в отечественном декоративно-прикладном искусстве (главным образом, в ювелирных художественных изделиях), происходит динамичный процесс создания своей национальной школы в рамках общеевропейской культуры. Поэтому и эволюция ювелирных художественных изделий этого периода шла под знаком формирования национального стиля.

На венцах и торце оклада имеются клейма:

  1. «П:М» – клеймо неизвестного мастера серебряных дел.
  2. Клеймо пробирного мастера «Г·Л». – над датой 1801 г. Люсин Григорий, 1766-1805. В 1755 г был отдан на обучение М. Серебренникову, которого сменил.
  3. Герб города Ярославля – медведь, стоящий на задних лапах. В передних лапах медведя - секира.
  4. 84 – проба серебра.

Клейма подлинные.

По своим художественным признакам икона относится к произведениям высокопрофессиональных мастеров-иконописцев периода XVI в.

Атрибуция и датировка иконы подтверждается заведующим отделом станковой темперной живописи ГосНИИР, Виктором Вячелавовичем Барановым.

Икона является предметом антиквариата и обладает коллекционной ценностью музейного уровня