+7 (495) 500-222-6
+7 (925) 500-222-6
Москва, Гоголевский бульвар, 29
info@icon-auction.ru

 

Икона в киоте «Собор Всех Святых»

  • Время изготовления: около 1915 г.
  • Материалы и техника исполнения: дерево, шпонки встречные; левкас, темпера, золочение, гравировка, полихромные эмали.
  • Размер иконы в свету: 34,5×29,5 см.
  • Размер киота: 45,5×40,5×6,9 см.
  • Владелец: частное собрание

На иконе изображены вверху – Пресвятая Троица (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух в образе голубя). Слева и справа от них чуть ниже – Архангел Михаил в красном плаще, Архангел Гавриил в золотом гиматии. Оба в окружении Архангелов.  Второй ряд фигур (сверху) составляют: два Архангела вокруг жертвенного алтаря, слева от них Матерь Божья, которую называют Владычицей Богородицей, Заступницей всех грешников, справа Иоанн Креститель. По бокам сидящие апостолы.

Третий ряд сверху: Пророки. В центре Святой царь и пророк Давид Псалмопевец.

Давид (ок. 1035 — 965 до н.э.) — одна из величайших личностей библейской истории. Происходил из колена Иудина (был правнуком Вооза и моавитянки Руфи). Царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н.э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Давид был самый лучший из всех царей еврейских. Он непоколебимо веровал в Бога истинного и старался исполнять Его волю. Во всех своих бедах он всю надежду возлагал на Бога, и Господь избавлял его от всех врагов.

Четвертый ряд сверху: По центру Святой равноапостольный царь Константин, слева от него в предстоянии святые в лике Святителей, справа святые в лике Преподобных.

Фла́вий Вале́рий Авре́лий Константи́н, Константи́н I, Константи́н Вели́кий (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus; 27 февраля 272, Наисс, Мёзия — 22 мая 337, Никомедия) — римский император. После смерти отца, в 306 году, был провозглашён войском августом, после победы над Максенцием в 312 году в битве у Мульвийского моста и над Лицинием в 324 стал единственным полновластным правителем римского государства, сделал христианство господствующей религией, в 330 году перенёс столицу государства в Византий (Константинополь), организовал новое государственное устройство. Константин почитается некоторыми христианскими церквями как святой в лике равноапостольных (Святой Равноапостольный царь Константин). В то же время Римско-католическая церковь долго не включала его имя в список своих святых, но после Брестской унии имя Константина вошло в список святых РКЦ, он почитается в настоящее время как святой в лике равноапостольных, память 21 мая или 3 июня в храмах, использующих восточный обряд

На обороте иконы надпись чернилами: «От А.И. Якимовой 15 апреля 1915 г. Въ часовню Суриковъ».

Предположительно икона была пренесена в дар жительницей города Красноярска в благодарность и во исцеление В.И.Сурикова, знаменитого жителя города. Излюбленным местом Василия Сурикова в Красноярске была Часовня Параскевы Пятницы. Именно отсюда, с горы Кум-Тигей, которую большинство жителей знает, как Караульная, художник и писал виды родного города. Возможно икона имеет связь с данной часовней.

Живопись на иконе выполнена профессиональным мастером. По своим художественным признакам икона относятся к произведениям мастеров-иконописцев начала XX века .

Состояние материалов не противоречит указанной датировке.

Икона является предметом антиквариата и обладает коллекционной ценностью 

Икона «Собор всех святых» повествует нам об одном из величайших православных праздников. В «Откровении Иоанна Богослова» описывается, что Собор всех святых означает поклонение всех без исключения святых (без учета фактической канонизации) Агнцу Божьему. После этого произойдет снятие седьмой печати. Таким образом, Неделя всех святых является христианским праздником, в который Церковь почитает всех известных и неизвестных праведников. Православная Церковь почитает всех святых в первое воскресенье после Пятидесятницы, то есть это переходящий праздник, приходящийся на конец восьмой недели после празднования Пасхи.

История праздника и иконы Собора всех святых уходит корнями в 4-5 века нашей эры, и связывается с именем Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина. В частности, святой Иоанн Златоуст рассказывал о празднике в своих проповедях, указывая точную дату празднования, совпадающую с настоящей. Что касается святого Ефрема Сирина, то он указывал на праздник в своих песнопениях, называя дату 13 мая. Многие другие источники также указывают на то, что праздник всех святых празднуется в первую неделю по Пятидесятнице. Православные богословы указывают на то, что все святые хоть и жили в разное время, и прославились разными подвигами, но вся их благодать изливается на Православную Церковь именно в этот период.

День всех святых считается пограничным годовом кругу богослужений. В частности, в этот день оканчивается период песнопений Цветной Триоди, с переходом на период Октоиха. В день после праздника начинается Петров пост.

Что касается иконы «Собор всех святых», то она рассказывает нам о дне Страшного суда, изображая всех праведников, торжествующих в Раю. Многие иконописцы посредством данной иконы попытались изобразить свое видение Неба. Причем самым ранним образом является икона 10 века, на которой изображены ангелы и святые, поклоняющиеся Иисусу Христу, восседающему в центре. Святые, как правило, коленопреклонны, протягивают венцы в сторону Иисуса Христа. Очень часто возле Сына Божьего на иконе изображаются Иоанн Креститель и Дева Мария, которые находятся в одной сфере с Иисусом Христом. Существует также вторая сфера, где располагается хор святых, расставленных по ликам святости. Иногда можно увидеть святых, которые изображены в отдельных арочных проемах, а также фигуры пророков Иезекииля, Исайи, Даниила и Соломона.

Василий Иванович Суриков (род.12 (24) января 1848 г. в Красноярске. Отец — коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков, мать — Прасковья Федоровна Торгошина. Умер 6 (19) марта 1916 г. в Москве.) В 1869—1875 гг. Суриков обучался в Петербургской Академии художеств у знаменитого педагога Чистякова, который уже в те годы говорил о Сурикове как о лучшем ученике школы. Начиная с 1877 г., В. И. Cуриков жил и работал в Москве, вступив в Товарищество передвижных художественных выставок.

В Москве Cуриков создал свои наиболее значительные произведения — монументальные исторические картины «Утро стрелецкой казни» (1881 г.), «Меншиков в Березове» (1883 г.), «Боярыня Морозова» (1887 г.). Художник раскрыл в них истоки трагических противоречий истории, показал борьбу исторических сил в петровское время, в период раскола. Сурикова привлекали сильные личности, концентрирующие в себе дух народа.

По инициативе Сурикова и архитектора Леонида Александровича Чернышева в Красноярске в 1910 г. открылась рисовальная школа. Суриков из Петербурга прислал для школы наглядные пособия. Летом 1914 г. Василий Иванович посетил Красноярск, где написал ряд пейзажей: «Красноярск в районе Благовещенской церкви», «Плашкоут на Енисее», и несколько акварелей. Осталась незавершенной картина «Благовещение» (она хранится в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова).

В 1915 г. Василий Иванович уехал на лечение в Крым. Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 г. Он похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.